Челябинский тракторный завод не войдет в группу компаний "ГАЗ", принадлежащей Олегу Дерипаске. Совет директоров "ЧТЗ-Уралтрак" 31 октября отклонил предложение известного мегабизнесмена о покупке легендарного предприятия Южного Урала. Почему сделка не состоялась? Что дальше? На эти вопросы "Челябинскому рабочему ответил генеральный директор ОАО "ЧТЗ" Валерий Платонов.
"Мы хотим работать на равных"
- В чем суть предложений Олега Дерипаски?
Предложения охватывают все стороны деятельности предприятия: объемов выпускаемой продукции и инвестиций, специализации производства, уровня оплаты труда, налоговых отчислений и так далее. По сути, Олег Владимирович предложил губернатору области свой вариант развития ЧТЗ. Причем, вариант, заслуживающий пристального внимания. Достоинство программы в том, что предлагалось объединить предприятия, выпускающие схожие виды продукции: грейдеры, экскаваторы, погрузчики, асфальтоукладчики… В рамках одной группы (куда входит завод Дорожных строительных машин в Челябинске, Тверской экскаваторный завод, Брянский "Арсенал") нам было бы проще координировать действия как по специализации уже существующего производства, так и по разработке новой техники. Не говоря о частностях. Например, о переносе завода имени Колющенко на территорию ЧТЗ. Освободившуюся площадку власти города могли бы использовать для своих социальных программ. Опыт у нас есть. Два года назад мы перевезли сюда завод "Строммашина", сохранив номенклатуру продукции. За счет консолидации с нами предприятие избавилось от расходов на охрану, содержание инструментального хозяйства. По итогам года мы ожидаем рост его производства, значительно превышающий показатели ЧТЗ. Так вот возможность применения этой схемы к заводу имени Колющенко в предложениях Олега Дерипаски тоже содержалась. Мы готовы сотрудничать с группой "ГАЗ", совместно выходить на рынки. Но как равноправные партнеры.
Удар по двигателю
- Так почему же программа группы "ГАЗ" отвергнута?
Специалисты Олега Дерипаски фактически предложили курс на постепенное сворачивание производства гусеничной техники. Объемы на следующий год запланированы ниже сегодняшних. Это настораживает. Тем более, мы производим то, что востребовано рынком. Бульдозеры нужны и не только в России. Мы, например, в этом году увеличили производство гусеничных машин на 26 процентов. Причем, прирост экспорта идет быстрее, чем сбыт внутри страны. А если есть потребность в продукции глупо отказываться от ее производства. Вызывает сомнения и предлагаемая специализация завода. Группа "ГАЗ" производство двигателей для тракторной техники намерена сосредоточить в Ярославле. Это ошибка. Потому что именно у нас разработано новое семейство двигателей серии "Т", которые мы в этом году показали и Владимиру Путину в Ижевске, и Михаилу Фрадкову на выставке "Золотая осень" в Москве. Разработка вызвала живой интерес руководителей государства. Допустим, Путин с Фрадковым не специалисты. Но их внимание к проблеме как таковой знаково. К тому же первые испытания, оценки авторитетных технических экспертов говорят о том, что новые, разработанные нами моторы высокого уровня и будут пользоваться спросом. Сосредоточение производства двигателей в Ярославле, приведет к монополизму и положительного эффекта не даст. Кроме того, группа "ГАЗ" считает, что наш завод должен выпускать ходовые части, гусеничные ленты. А производство высокотехнологичной продукции двигателей, кабин, трансмиссии необходимо сосредоточить на других заводах объединения "ГАЗ". Лично мое отношение к такому подходу негативное. В этом случае Челябинский тракторный завод теряет свое лицо. Мы же, напротив, в своих планах предусматриваем не только производство тракторов и трубоукладчиков, но и активно работаем над колесной техникой. Мы уже серийно выпускаем погрузчики "ПК-46" и готовим первые образцы "ПК-30". Спрос на них есть, и за эту нишу на рынке мы будем бороться.
- А что группа "ГАЗ" предложила простым заводчанам?
Думаю, в проекте программы допущены ошибки. Так как уровень зарплаты, и объемы налоговых выплат планируются ниже, чем сегодня. В сентябре средняя зарплата на ЧТЗ была 9600 рублей. Группа "ГАЗ" намерена пересечь этот рубеж лишь… в 2008 году! Что это: техническая ошибка, или реальные намерения мне сложно сказать. Налоговые выплаты на 2007 год предусмотрены в размере 450 миллионов рублей. А мы в этом году перечислим около 900 миллионов. Вот такие предложения Олег Дерипаска передал губернатору Петру Сумину, после чего они стали нам известны.
- Зачем Олегу Дерипаске ЧТЗ?
Мне трудно за него отвечать. Могу лишь предположить, что вхождение в его холдинг Челябинского тракторного завода позволило бы группе "ГАЗ" охватить весь сегмент производства дорожно-строительной техники. Достойного конкурента на российском рынке просто бы не было. Кроме того, на мой взгляд, бизнесмена привлекает бренд завода. ЧТЗ раскрученная марка, известная во многих странах мира. Иметь в собственности такое предприятие престижно. В Челябинске группа "ГАЗ" намерена заниматься разработками, например, бульдозеров нового поколения. Но это всего лишь планы без элементарной конкретики и указания сроков их реализации.
"Если надо - уйду в отставку"
- Мотивы ваших суждений понятны: вы обеспокоены судьбой завода или своей ролью в его судьбе. Но что заставило отказать Олегу Дерипаске нынешних собственников?
Двигатель, который мы поставляем на "Уралвагонзавод" (один из основных наших собственников) считается лучшим в танковой промышленности мира. Однажды Финляндия, на вооружении у которой два полка танков Т-72 решила модернизировать их с помощью германских специалистов. Немцы разработали новый вариант Т-72. Поставили на него французский двигатель, который вдвое тяжелее нашего и по своим габаритам значительно больше. Для танка, где все спрессовано и каждый сантиметр объема имеет для экипажа жизненное значение это существенно. В итоге, сделав один танк, немцы посоветовали финнам: русские танки модернизировать исключительно с русским двигателем. Это Германия родина дизеля дала нам такую оценку. А группа "ГАЗ" предлагает свернуть производство и перейти на ярославские моторы семейства "130". Причем, они запрашивают на это 120 миллионов долларов государственных инвестиций. А мы ничего не требуем. Эта первая причина, почему отказали собственники: им важны проверенные связи. Что касается самого завода, то смена собственника всегда риск. Вспомните, когда в 95 году предприятием завладел Василий Кичеджи. До его прихода даже в то сложное время завод работал рентабельно. За два года ЧТЗ довели до состояния цивилизованного банкротства. Зачем нам менять владельца, если по итогам года мы получим прирост 25 процентов. В прошлом году приросли на 23,7 процента. Для машиностроения очень хороший темп! А о своей судьбе я не особо беспокоюсь. Если бы новый владелец подверг нашу систему работы ревизии, с которой я не согласен, спокойно ушел бы в отставку.
Корпоративный стиль
По оценкам наблюдателей, ситуация с попыткой купить ЧТЗ выглядит странно и чем-то напоминает рейдерство. О сделке мегабизнесмен разговаривает не с владельцами предприятия, не с менеджментом, а напрямую с губернатором, который ставит об этом в известность акционеров. На первый взгляд, все естественно: основа Танкограда требует такого надзора. Тем более, государство в лице правительства области обладает 18-ю процентами акций "ЧТЗ-Уралтрак". И кто, как не губернатор в такой ситуации должен первым узнавать о попытках смены собственника. Но почему группа "ГАЗ" не предложила вложить в производство "ЧТЗ" крупную сумму, чтобы получать потом положенные дивиденды, как принято в разумном мире. Вместо этого последовали обращение к региональной политэлите и попытки прицениться к будущему трофею. Не потому ли, что крупные московские бизнесмены президентское сравнение государства с корпорацией восприняли слишком буквально, а губернатор "всего на всего" представляется им как один из менеджеров? В условиях властной вертикали олигарху достаточно быть чуть менее удаленным среди равных, чтобы получить контроль не только над легендарным заводом, но и над регионом. На Южном Урале этот номер, пока не прошел. В том числе, благодаря политической воле.
Андрей САФОНОВ, газета "Челябинский Рабочий", № 206 (25913), 01 ноября 2006